background

Часто задаваемые вопросы

Какие административные наказания предусмотрены Законодательством РФ в случае отсутсвия у предприятия нормативной природохранной документации?

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с Законом №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» ст. 11 «Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;…». Согласно КоАП РФ ст.8.1 Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Отсутствие оформленных и согласованных в установленом порядке паспортов на опасные отходы. В соотвествии с Законом №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребеления» ст. 14:

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.

Так как отсутствие паспортов является нарушением правил обращения с отходами, то в соответсвии с КоАП РФ ст.8.2 Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отсутствие проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух и специального Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соотвествии с Законом №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ст. 14 Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. КоАП РФ ст.8.21 п.1 предусматривает следующее административное наказание: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отсутствие инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соотвествии с Законом №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ст. 30 Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Данное административное правонарушение связано с эксплуатацией предприятия, за что КоАП РФ предусматривает административное накзание по ст. 8.1

Отсутствие порядка производственного контроля в области обращения с отходами.

В соответствии с Законом №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребеления» ст. 26 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Отсутствие порядка производственного контроля является административным правонарушением при обращении с отходами производства и потребления и органами исполнительной власти при выявлении данного административного правонарушения применяется ст.8.2 КоАП РФ.

Отсутствие платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст.16 Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

КоАП РФ предусмотрена прямая статья 8.41 невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часто задаваемые вопросы по отходам:

На какие отходы устанавливается норматив образования?

Норматив образования устанавливается на отходы, которые образуются в результате деятельности предприятия на его территории или вне ее. К отходам, образующимся вне территории предприятия, можно, к примеру, отнести отходы строительных организаций, ведущих работы на объекте заказчика. На данные отходы устанавливается норматив образования, однако на них может не устанавливаться норматив предельного накопления на территории предприятия (при условии вывоза отходов на утилизацию непосредственно с места проведения работ).

Каким образом необходимо накапливать образовавшиеся отходы?

Отходы накапливаются на территории предприятия сроком не более 6 месяцев в специально отведенных для этих целей местах. Основной целью организации подобных мест является снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека в период формирования транспортной партии отходов для вывоза их на утилизацию. Места временного накопления могут быть открытыми, закрытыми, под навесом и стационарными емкостями (например, отстойник очистного сооружения). В местах временного накопления отходы могут складироваться определенным образом: в специальных емкостях (контейнерах, бочках и пр.), штабелем или навалом на изолированных покрытиях.

Какие отходы необходимо сдавать на вторпереработку?

На вторпереработку передаются отходы, содержащие в своем морфологическом составе ценные компоненты: черные и цветные металлы, бумагу и картон, полимеры (полиэтилен, полипропилен и пр.), древесину, резину, стекло, текстиль.

Какие отходы необходимо сдавать на обезвреживание?

На обезвреживание передаются отходы, имеющие потенциальную опасность на окружающую природную среду (токсичность, пожароопасность и пр.). К таким отходам относятся отработанные люминесцентные и ртутные лампы, отработанные масла и замасленные отходы (фильтры, ветошь, опилки), различные шламы, отработанные кислоты и щелочи и пр.

Какие отходы необходимо сдавать на захоронение?

На захоронение передаются нетоксичные отходы 4-5 классов опасности, которые не представляют ценности как вторсырье.

Какое количество материально-технической базы необходимо для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности?

Законном не предусмотрено ограничение по автотранспорту, за исключение только того, что автотранспорт должен быть пригоден для транспортировки завяленных отходов, Например: для жидких отходов - илососы или комбамашины; для твердых – ЗИЛЫ, КАМАЗЫ и т. д.

Какой автотранспорт необходим для транспортировки ртутьсодержащих отходов?

СанПиНом (СанПиН 2.1.7.728-99) предусмотрена транспортировка отходов в цельнометаллическом фургоне, исключающем контакт водителя с перевозимыми отходами.

Что такое сбор отходов?

В соответствии со ст. 33. Федерального Закона от 30.12.2008г. № 309 О внесении изменений в ст. 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ, сбор отходов - прием или поступление отходов от физических или юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Осуществляет ли предприятие сбор собственных отходов?

Если в процессе основной деятельности организации образуются отходы производства и потребления и осуществляется учет выше названных отходов, имеется оформленная в установленном порядке необходимая нормативная документация, то складирование собственных отходов в контейнер (накопление) не является сбором с целью дальнейшего использования обезвреживания, транспортирования, размещения.

Таким образом, накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с действующим законодательством РФ, накопление отходов лицензированию не подлежит.

Часто задаваемые вопросы по разработке проектов обоснования санитарно-защитных зон (Проект СЗЗ):

Каким предприятиям необходимо разрабатывать Проект СЗЗ?

В соответствии с действующим законодательством обоснование размера СЗЗ является обязательным в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, сооружений и промышленных предприятий.

Для действующих предприятий проект СЗЗ разрабатывается только в следующих случаях:

  • для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  • для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.

Какие предприятия не должны разрабатывать проект СЗЗ?

  • для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
  • если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
  • для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;
  • для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия;
  • для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона.

Какие предприятия должны рассчитывать риски при разработке СЗЗ?

Оценка риска для здоровья населения в составе проекта СЗЗ разрабатывается только для предприятий 1 и 2 класса опасности, при этом оценка риска для здоровья населения не проводится для:

  • для животноводческих и птицеводческих предприятий;
  • для кладбищ;
  • для промышленных объектов и производств, расстояние от границы территории которых до границы нормируемых территорий в 2 и более раза превышает ориентировочную санитарно-защитную зону.

Какие предприятия должны проводить натурные измерения и исследования на границе расчетной СЗЗ и на границе жилой застройки?

Такие исследования должны проводить только предприятия 1 и 2 класса опасности, причем всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно).

Какие объекты и сооружения не допускается размещать в пределах ориентировочных и расчетных СЗЗ?

В границах ориентировочных и расчетных СЗЗ не могут быть размещены жилая застройка, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территория садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другая территория с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Помимо указанных объектов в пределах ориентировочных и расчетных СЗЗ предприятий и складов фармацевтического и пищевого профиля можно размещать только склады и предприятия аналогично профиля.

На основании каких нормативных документов разрабатывается проект СЗЗ?

Федеральным законодательством установлено обязательное требование разработки санитарно-защитных зон.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона то 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно ст. 52 Закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их СЗЗ должны соблюдаться санитарные правила. Проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам (ст.20).

Таким образом, в законодательстве в качестве обязательного требования к функционированию источников негативного воздействия закреплено требование об установлении санитарно-защитных зон.